Людвиг Уланд (Ludwig Uhland) (р. 1787), немецкий поэт-лирик, основоположник германистики («Проклятие певца»).

Людвиг Уланд (нем. Ludwig Uhland; 26 апреля 1787, Тюбинген — 13 ноября 1862, там же) — немецкий поэт, крупнейший представитель так называемой «швабской школы» (нем. Schwäbische Dichterschule) — группы поздних немецких романтиков (У. Ю. Кернер, Шваб, Гауф, Мёрике и др.). Поэт, учёный, юрист и общественный деятель замкнутого и тесного мирка родной Швабии. Член вюртембергского ландтага. Став в 1848 году в ряды демократической оппозиции (в штутгартском парламенте), неизменно исповедовал романтическое народничество и национализм. В своём творчестве Уланд, как и вся «швабская школа» романтиков, выражал консервативный традиционализм мелкого и среднего бюргерства в период европейской реакции.
По порядку: Теобальд Кернер, Ленау, Густав Шваб, Graf Alexander von Württemberg, Карл Фридрих Майер, Юстинус Кернер, Фридерика Кернер, Людвиг Уланд, Карл Август Фарнхаген фон Энзе
Как учёный литературовед Уланд, верный романтическим заветам «народности» (Volkstümlichkeit) и стремлению уйти от современности, углублялся в кропотливое изучение старофранцузской и старонемецкой поэзии, оставив ряд исследований о старофранцузском эпосе (Über das altfranzösische Epos), Вальтере фон дер Фогельвейде (1812), о скандинавской мифологии («Sagenforschungen», 1812—1836), о немецкой поэзии в средние века, в XII и XIII вв. (1830—1831) и др., вошедших в восьмитомные «Uhlands Schriften zur Geschichte der Dichtung und Sage» (1865—1873).
Бюст Людвига Уланда в Штутгарте
Изучая легендарную героику средневекового эпоса, У. стремился перенести её в свое поэтическое творчество. Он культивировал формы баллады и старинной народной песни, черпая темы и образы из средневековых легенд и поэм (маленький Роланд, побеждающий великана; лорд, разбивший волшебный кубок и с ним счастье Эденгалля; Карл Великий, ведущий корабль, менестрель, проклинающий короля, и т. д.), но подвергал их слащавой идеализации. Поэзия Уланда — последний замирающий отзвук немецкого романтизма — запечатлена всеми чертами типичного эпигонства. Философские концепции романтизма становятся плоскими в мировоззрении Уланда, болезненная острота романтического отношения к действительности смягчается; Уланд тяготел к более примитивному, сдержанному, созерцательному творчеству. Его лирика мягка и задумчива; содержанием её являются впечатления весны и природы («Вечерняя прогулка поэта», «Божий день»), поэзия смирения и религиозного чувства («Часовня»). В своей поэтической практике Уланд воссоздаёт чисто внешние черты романтической экзотики и фантастики, создавая своеобразный каталог предметов, «близких романтизму»: «Монахи, монахини, крестоносцы, рыцари Грааля, вообще все поэтические рыцари и женщины средневековья». Это — канонизация внешней стороны романтизма, омертвение его в узких рамках условных приёмов, замена его мучительной раздвоенности, острой иронии меланхолическим смирением.
Почтовая марка ГДР, посвящённая Л. Уланду, 1987, 10 пфенингов (Михель 3091, Скотт 2603)
К поэзии Уланда обращались Брамс, Лист, Мендельсон, Шуберт, Шуман и другие композиторы. В России Уланда переводили Жуковский, Тютчев, М. Л. Михайлов, Фет, П. И. Вейнберг и другие.
В России на текст Людвига Уланда (в переводе В. А. Жуковского) написана Кантата Льва Конова) «Три песни» (1986) для смешанного хора, фортепиано, органа и ударных.
Википедия.