Владимир Высоцкий (1938-1980), известный советский бард, поэт и актёр

Влади́мир Семёнович Высо́цкий (25 января 1938, Москва, СССР — 25 июля 1980, там же) — русский советский поэт, композитор и исполнитель, артист, актёр. В первую очередь известен как автор песен на собственные стихи, однако создал несколько прозаических произведений («Роман о девочках» и др.), имел небольшой опыт работы кинорежиссёром.

В качестве автора и исполнителя песен собственного сочинения под гитару завоевал широкую популярность. В 70-е годы XX века граждане СССР покупали магнитофоны (дорогая по тем временам покупка, более месячной зарплаты) специально для того, чтобы слушать песни Владимира Высоцкого. Многие его песни знало практически всё население СССР, а имена героев этих песен стали нарицательными. И это несмотря на то, что ни его песни, ни само его имя в официальных средствах массовой информации СССР практически не упоминались, хотя пластинки с записями некоторых его песен всё-таки были изданы.

Высоцкий написал около 700 песен и стихов, сыграл около тридцати ролей в фильмах, играл в театре, объездил с концертами всю страну, гастролировал за рубежом. Высоцкий затрагивал в годы строгой цензуры запретные темы (например, в ранние годы исполнял песни блатной тематики), пел о повседневной советской жизни и о Великой Отечественной Войне — всё это и принесло ему широкую популярность.
Тематика песен и манера исполнения
Как правило, Высоцкого причисляют к бардовской музыке, однако здесь нужно сделать оговорку. Тематика песен и манера исполнения Высоцкого заметно отличалась от большинства других, «интеллигентных» бардов, кроме того, сам Владимир достаточно негативно относился к так называемым КСП (клубам самодеятельной песни). Ввиду этих обстоятельств представители современного бардовского движения часто рассматривают Высоцкого как некую самостоятельную творческую единицу, которая мало вписывалась в жанровые рамки бардовской музыки. Творчество Высоцкого, вероятно, повлияло на многих представителей русского рока. Протестный характер многих песен Высоцкого, гармоническое, неразрывное единство текста, музыки и вокала и другие особенности оказали, видимо, прямое влияние на таких рок-музыкантов, как Александр Башлачёв, Юрий Шевчук («ДДТ»), Андрей Макаревич («Машина времени») и Игорь Тальков, а косвенное — на Виктора Цоя («Кино»), Бориса Гребенщикова («Аквариум»), Александра Васильева («Сплин») и других.
Детство

Владимир Семёнович Высоцкий родился 25 января 1938 года в Москве. Отец, Семён Владимирович (Вольфович) Высоцкий (1916—1997), — кадровый военный, полковник. Мать, Нина Максимовна (урождённая Серёгина) (1912—2003), — по специальности переводчик с немецкого. Дядей Владимира был писатель Алексей Высоцкий.

Раннее детство Владимир провёл в московской коммунальной квартире на 1-ой Мещанской улице: «…На тридцать восемь комнаток всего одна уборная…» — позднее напишет Высоцкий о своём раннем детстве. Во время Великой Отечественной войны два года жил с матерью в эвакуации в городе Бузулук на Урале. В 1943 году возвратился в Москву, на 1-ю Мещанскую улицу, 126. В 1945 году пошёл в первый класс 273-й школы Ростокинского района. В 1947—1949 годах с отцом и его второй женой, Евгенией Степановной Лихалатовой-Высоцкой проживал в г. Эберсвальде (Германия), где научился играть на фортепиано. Затем вернулся в Москву, где жил в Большом Каретном переулке, 15. Этот переулок увековечен в его песне — «Где твои семнадцать лет? На Большом Каретном!».
Карьера артиста

С 1953 года Высоцкий посещал драмкружок в Доме учителя, руководимый артистом МХАТа В. Богомоловым. В 1955 году закончил среднюю школу № 186, и по настоянию родственников поступил в Московский инженерно-строительный институт им. В.Куйбышева. После первого семестра уходит из института.

Решение об уходе было принято в новогоднюю ночь с 1955 на 1956 год. Вместе со школьным другом Высоцкого — Игорем Кохановским было решено провести новогоднюю ночь весьма своеобразным манером — за исполнением чертежей, без которых их не допустили бы к сессии. Где-то во втором часу ночи чертежи были готовы. Но тут Высоцкий встал и, взяв со стола банку с тушью (по другой версии — остатками крепко заваренного кофе), стал поливать её содержимым свой чертёж. «Все. Буду готовиться, есть ещё полгода, попробую вступить в театральный. А это — не моё…»

С 1956 по 1960 гг. Высоцкий — студент актёрского отделения Школы-студии МХАТ им. В. И. Немировича-Данченко. Он занимается у Б. И. Вершилова, затем — у П. В. Массальского и А. М. Комиссарова. На первом курсе познакомился со своей первой женой Изой Жуковой. 1959 год ознаменовался первой театральной работой (роль Порфирия Петровича в учебном спектакле «Преступление и наказание») и первой ролью в кино (фильм «Сверстницы», эпизодическая роль студента Пети). В 1960 году произошло первое упоминание о Высоцком в центральной печати, в статье Л. Сергеева «Девятнадцать из МХАТ» («Советская культура», 1960, 28 июня).

В 1960—1964 гг. Высоцкий работал (с перерывами) в Московском драматическом театре им. А. С. Пушкина. Сыграл роль Лешего в спектакле «Аленький цветочек» по сказке С. Аксакова, а также ещё около 10 ролей, в основном — эпизодических.

В 1961 году на съёмках кинофильма «713-й просит посадку» познакомился с Людмилой Абрамовой, ставшей его второй женой. В том же году появились его первые песни. Песня «Татуировка», написанная в Ленинграде, считается его первой песней. В дальнейшем песенное творчество стало главным (наряду с актёрством) делом жизни. Проработал менее двух месяцев в Московском театре миниатюр и безуспешно попытался поступить в театр «Современник». В 1964 году Высоцкий создал свои первые песни к кинофильмам и поступил на работу в Московский театр драмы и комедии на Таганке, где проработал до конца жизни.

В июле 1967 года познакомился с французской актрисой Мариной Влади (Мариной Владимировной Поляковой), ставшей его третьей женой.

В 1968 году послал письмо в ЦК КПСС в связи с резкой критикой его ранних песен в центральных газетах. В том же году вышла его первая авторская грампластинка «Песни из кинофильма „Вертикаль“». Летом шестьдесят девятого Высоцкий «умер» клинической смертью, и тогда выжил только благодаря Марине Влади. Она в это время была в Москве. Проходя мимо ванной она услышала стоны и увидела, что Высоцкий кровоточит горлом. В своей книге «Владимир, или Прерванный полет» Марина Влади вспоминает
« Ты больше не говоришь, полуоткрытые глаза просят о помощи. Я умоляю вызвать „скорую“, у тебя почти исчез пульс, меня охватывает паника. Реакция двух прибывших врачей и медсестры проста и жестока: слишком поздно, слишком много риска, ты не транспортабелен. Они не желают иметь покойника в машине, это плохо для плана. По растерянным лицам моих друзей я понимаю, что решение врачей бесповоротно. Тогда я загораживаю им выход, кричу, что, если они сейчас же не повезут тебя в больницу, я устрою международный скандал… Они, наконец, понимают, что умирающий — это Высоцкий, а взлохмаченная и кричащая женщина — французская актриса. После короткого консилиума, ругаясь, они уносят тебя на одеяле… »

[1]

К счастью врачи привезли Высоцкого в Институт Склифосовского вовремя, ещё несколько минут задержки и он бы не выжил. Врачи боролись за его жизнь восемнадцать часов. По Москве уже было поползли слухи о его смерти. 15 июня 1972 года в 22:50 по эстонскому телевидению показана 55-минутная передача «Парень с Таганки» — первое появление Высоцкого на советском телеэкране, если не считать кинофильмов с его участием.

В 1975 году Высоцкий поселился в кооперативную квартиру на ул. Малой Грузинской, 28. В том же году впервые и в последний раз прижизненно опубликовано стихотворение Высоцкого в литературно-художественном сборнике (День поэзии 1975. М., 1975).

В 1978 году записывается на телевидении Чечено-Ингушской АССР. В 1979 году участвует в издании альманаха «МЕТРОПОЛЬ».

В 1970-х годах знакомится в Париже с цыганским музыкантом и артистом Алёшей Дмитриевичем. Они неоднократно исполняли вместе песни и романсы и даже собирались записать совместную пластинку, но Высоцкий умер в 1980-м и этот проект не осуществился. [2]

Автор нескольких киносценариев (в том числе «Венские каникулы» в соавторстве с Володарским).

Вместе с актёрами Театра на Таганке ездил с гастролями за границу — в Болгарию, Венгрию, Югославию (БИТЕФ), Францию, Германию, Польшу. Получив разрешение выехать к жене во Францию с частным визитом, сумел также побывать в США.

Записал около 10 радиоспектаклей (в том числе «Богатырь монгольских степей», «Каменный гость», «Незнакомка», «За Быстрянским лесом»). Дал более 1000 концертов в СССР и за рубежом.

22 января 1980 года записывается на ЦТ в программе «Кинопанорама», фрагменты которой будут впервые показаны в январе 1981 года, а целиком передача выйдет только в 1987 году
Последние дни и смерть
14 июля 1980 года во время выступления в НИИЭМ (Москва) Владимир Высоцкий исполнил одну из своих последних песен — «Грусть моя, тоска моя… Вариация на цыганские темы». 22 июня 1980 года состоялся один из последних концертов Высоцкого (в Калининграде), на котором ему стало плохо. 16 июля он провёл свой последний концерт в подмосковном Калининграде (ныне Королёв).

18 июля 1980 года Высоцкий последний раз появился в своей самой известной роли в Театре на Таганке, в роли Гамлета — одноимённой постановке по Шекспиру.

25 июля 1980 года, в 4:10 утра, Высоцкий скончался во сне в своей московской квартире. По версии Анатолия Федотова, причиной смерти явился инфаркт миокарда. По версии Станислава Щербакова и Леонида Сульповара — асфиксия, удушье, как следствие чрезмерного применения седативных средств. Близкие Владимиру Семёновичу люди сделали всё возможное, чтобы вскрытие не производилось.

Владимир Семёнович был похоронен 28 июля 1980 года на Ваганьковском кладбище.

Высоцкий умер во время проходивших в Москве летних Олимпийских игр. В преддверии Олимпийских игр из Москвы были выселены многие жители, имевшие трения с законом. Город был полностью закрыт для въезда иногородних граждан и наводнён милицией. Сообщений о смерти Владимира Высоцкого в советских средствах массовой информации практически не печаталось (появилось лишь два сообщения в «Вечерней Москве» о смерти и дате гражданской панихиды и, возможно после похорон, статья памяти Высоцкого в «Советской России». За крошечный некролог в «Вечерней Москве», спустя два дня после публикации был снят с должности главый редактор газеты. Над окошком театральной кассы было вывешено скромное объявление: «Умер актёр Владимир Высоцкий». Ни один человек не сдал назад билет — каждый хранит его у себя как реликвию. И, тем не менее, у Театра на Таганке, где он работал, собралась огромная толпа, которая находилась там в течение нескольких дней (в день похорон были также заполнены людьми крыши зданий вокруг Таганской площади). Высоцкого хоронила, казалось, вся Москва, хотя официального сообщения о смерти не было. Марина Влади уже в автобусе, направившемся в сторону Ваганькова, сказала одному из друзей мужа Вадиму Туманову: «Вадим, я видела, как хоронили принцев, королей, но ничего подобного не видела!..»


В общем, мы его похоронили, и в этом есть моя какая-то доминантная роль. Они хотели его тихо, быстро похоронить. Закрытый город, Олимпиада, а получилась довольно для них неприятная картина. Когда они наврали, сказали, что привезут гроб, чтобы проститься с ним, а очередь шла от Кремля… Видимо, их мышление было таково, что как такого типа провозить мимо Кремля на Ваганьковское кладбище. Поэтому они — раз, и в туннель юркнули. Стали выламывать его портрет, который выходит на втором этаже, поливочные машины стали смывать с асфальта цветы, которые люди берегли зонтиками, потому что была страшная жара… И вот эта толпа огромная, которая вела себя просто идеально, начала кричать на всю площадь: «Фашисты! Фашисты!». Этот кадр обошёл весь мир, и это, конечно, они затаили.

— Из интервью Ю. П. Любимова на «Радио Свобода».

Посмертное признание
В 1981 году был опубликован первый крупный сборник произведений Высоцкого, «Нерв». В 1986 году Высоцкому было посмертно присвоено звание заслуженного артиста РСФСР, а в 1987 за создание образа Жеглова в телевизионном художественном фильме «Место встречи изменить нельзя» и авторское исполнение песен — присуждена Государственная премия СССР. В 1989 году Совет Министров СССР поддержал предложение Советского фонда культуры, Министерства культуры СССР, Мосгорисполкома и общественности о создании музея Владимира Высоцкого в Москве.

В честь поэта назван астероид «Владвысоцкий» (2374 Vladvysotskij) .

Эльдар Рязанов снял в 1987 году документальный фильм «Четыре встречи с Владимиром Высоцким».

Творчество Владимира Высоцкого, способствовавшее большему (относительно) признанию авторской песни, косвенно помогло становлению советского рока. Мотивы песен Высоцкого встречаются в творчестве более поздних бардов и рок-поэтов: так, «Время колокольчиков» Башлачёва и «Сумерки» Кинчева варьируют фрагменты «Куполов» Высоцкого. В песне «Кибитка» «Алисы» отражены мотивы дилогии «Летела жизнь» — «Реальней сновидения и бреда» Высоцкого (1977 г.).
Музыкальный стиль Высоцкого

Владимир Высоцкий писал песни преимущественно в миноре. Он аккомпанировал себе на семиструнной русской гитаре, часто настраивая её на тон или полтора тона ниже камертона.

Популярные аккорды Высоцкого (гитара настроена на один тон ниже, до-ля-фа-до-ля-фа-до / C-A-F-C-A-F-C):
Родители

* Мать — Нина Максимовна
* Отец — Семён Владимирович
* Мачеха — Евгения Степановна
Жёны

1. Иза Константиновна Высоцкая (по первому браку — Жукова) (25 апреля 1960, разведены)
2. Людмила Владимировна Абрамова (25 июля 1965 — 10 февраля 1970, разведены; два сына: Аркадий (род. 1962), Никита (род. 1964))
3. Марина Влади (Марина-Катрин де Полякофф) (с 1 декабря 1970)
Друзья

* Абдулов Всеволод
* Бортник Иван Сергеевич
* Говорухин Станислав Сергеевич
* Дыховичный Иван
* Карапетян Давид
* Кочарян Лев
* Кохановский Игорь
* Макаров Артур
* Туманов Вадим Иванович
* Туров Виктор Тимофеевич
* Утевский Анатолий Борисович
* Шемякин Михаил Михайлович
* Янклович Валерий Павлович

Автомобили Владимира Высоцкого

По воспоминаниям друзей, Владимир Высоцкий любил быструю езду на автомобиле со скоростью около 200 километров в час и часто разбивал свои машины. Он был одним из немногих в СССР, кто в 70-ые и 80-ые годы имел автомобили иностранного производства.

Первый автомобиль Владимира Высоцкого — «Волга ГАЗ 21» серого цвета, приобретенный им в 1967 году, а затем им же и разбитый.

В 1971 году он одним из первых в СССР купил себе ВАЗ-2101 («копейка») с номерным знаком МКЛ 16-55. Судьба автомобиля была недолгой — Владимир разбил его вдребезги после нескольких поездок за рулем.

Марина Влади привезла ему из Парижа Renault 16, полученный ею за съемки в рекламе. Высоцкий разбил «Рено» в первый же день, въехав на остановке в автобус. Машину все-таки восстановили, но у нее были парижские номера, и по правилам тех лет ГАИ её не выпускало далее 100 км от Москвы. В 1973 г. друзья актера помогли сделать справку для пересечения границы и на этой битой машине Владимир и Марина совершили путешествие из Москвы в Париж. Там же, во Франции, они эту машину продали (после объявления в журнале «Paris-Match»: «Марина Влади продает машину… Спр. по тел…»).

Через год Высоцкий выехал с концертами в Германию и привез оттуда два BMW — один серый, другой — бежевый. Но один оказался среди угнанных, поэтому столичное ГАИ зарегистрировало лишь одну машину. Вторая стояла в гараже, хотя ездил Высоцкий на обеих — он просто переставлял номера с одного автомобиля на другой, и никто этого не замечал. В конце концов Интерпол поймал бежевый BMW, и он был отправлен обратно в Германию, а на сером он уехал в Париж, где его и продал на ближайшем авторынке.

В 1976 г. у него появился первый «мерседес» 1974 г. выпуска цвета «голубой металлик» (модель 450 W 116) — четырехдверный седан. Марина Влади привезла из Франции около 10 машин подряд для мужа, но их обязательно надо было увозить из СССР через год после ввоза - таковы были правила). Mercedes стал первой для Высоцкого иномаркой, официально зарегистрированной в Москве. Кстати, именно этот «мерс» был первым, который появился в картотеке ГАИ. Ещё один был у Брежнева, а спустя месяц появился у Сергея Михалкова.

В конце 1979 г. на гастролях в Германии он купил спортивное двухместное купе Mercedes 350 желто-коричневого цвета. Но до Москвы он на нем не доехал: на строящейся к Олимпиаде магистрали Москва-Брест сразу за Минском на скорости около 200 км/ч он не справился с управлением и улетел в кювет. «Мерседес» восстановили уже после смерти актера. Из автосервиса машину так никто и не забрал…

За несколько дней до смерти Высоцкого его видели за рулем красной ВАЗ 2101. Судя по всему, эта машина была одолжена у кого-то из друзей, но о её судьбе ничего неизвестно.

Интересные факты

* После того, как Вайнеры подарили Владимиру Семёновичу Высоцкому один из первых экземпляров только что вышедшего романа Эра милосердия, тот пришёл к ним и сказал:

— Я пришёл застолбить Жеглова…
Вайнеры удивились: — В каком смысле «застолбить»?
— Это будет фильм. Наверное, большой. И это моя роль. Никто вам так не сыграет Жеглова, как я…

* Высоцкий на съёмках проявил задатки режиссёра — во время съёмок Говорухину пришлось уехать на неделю, и он оставил вместо себя Высоцкого. Он поставил сцену допроса Груздева, помог создать образ шепелявого карманника Кирпича Станиславу Садальскому, придумал эпизод с фотографией Вари, которая должна была спасти Шарапова, на двери подвальной каморки. Когда снимался эпизод со Светланой Светличной, она не знала, куда девать свои руки, и поэтому вся сцена выглядела неестественно. Высоцкий придумал выход: занять руки Светличной механическим протиранием тарелки.
* К тридцатилетию выхода фильма (в 2009 году) в украинском городе Винница планируется установить памятник Глебу Жеглову.
* Режиссёр фильма Вид на жительство А. Стефанович утверждает, что он и Омар Гвасалия, вместе со сценаристом Александром Шлепяновым и Сергеем Михалковым изначально намеревались дать возможность объединиться на одной площадке В. Высоцкому и Марине Влади и снять —

«тонкий психологический фильм о неприкаянности, о трагической необходимости расставания с родиной, в которой властвуют проклятые коммунисты. Это будет фильм о невостребованности таланта… Фильм о том, как затравленный диссидент Высоцкий бежит на Запад и встречает там свою любовь — Марину Влади, как они ностальгируют по России под песни, которые мог написать Высоцкий… То есть это была бы чистая гарантия того, что фильм посмотрит сто миллионов зрителей…».

«Мы хотели снимать в главной роли Высоцкого, но нас вызвали в КГБ и категорически это запретили. „Ну, за что они меня так ненавидят?!“ — чуть не плакал Высоцкий, когда я сообщил ему об этом. Не разрешили снимать и художника Илью Глазунова. В итоге главного героя сыграл начинающий актёр Альберт Филозов, для которого эта роль стала звёздной».

* Первоначально к участию в фильме Земля Санникова планировалось привлечь Владимира Высоцкого (на роль Крестовского), который был очень вдохновлён сюжетом и написал к фильму три песни: «Белое безмолвие», «Капитана в тот день называли на „ты“» и «Чуть помедленнее, кони». Однако, в связи с тем, что песни Высоцкого прозвучали на «Немецкой волне» — «враждебном радиоголосе», художественный совет киностудии «Мосфильм» не утвердил его на роль в фильме.
* В мультфильме Ну, погоди! волк-хулиган был поклонником Высоцкого и Beatles. Волка первоначально даже должен был озвучивать Высоцкий, но его не утвердили и от Высоцкого остался лишь фрагмент песни («Песня о друге») в 1-м выпуске.
* Царь Иоанн Васильевич Грозный в современной Москве в фильме «Иван Васильевич меняет профессию» рыдает слушая песню Высоцкого «Эх, раз, ещё раз…» на магнитофоне
* В фильме Баллада о доблестном рыцаре Айвенго прозвучали песни Владимира Высоцкого, изначально написанные для кинофильма «Стрелы Робин Гуда», но не вошедшие в первоначальный вариант фильма. В поздней переозвучке песни вернули; таким образом, на сегодня в обоих фильмах, как в «Балладе о доблестном рыцаре Айвенго», так и «Стрелах Робин Гуда», звучит один и тот же набор песен, с незначительной разницей.

Песни для фильмов

Песни Высоцкого звучали в фильме «Вертикаль». Песни для фильма «Стрелы Робин Гуда» при жизни автора из фильма были изъяты. Впервые они прозвучали в кино уже после смерти Высоцкого, в 1983 году, когда часть из них вошла в фильм «Баллада о доблестном рыцаре Айвенго», а в 1997 году в восстановленную редакцию фильма «Стрелы Робин Гуда».

Кроме того, Высоцкий исполнял свои песни в фильмах «Вертикаль», «Я родом из детства», «Война под крышами», «Короткие встречи», «Интервенция», «Хозяин тайги», «Сыновья уходят в бой», «Опасные гастроли», «Единственная дорога», «Единственная», «Бегство мистера Мак-Кинли», «72 градуса ниже нуля», «Ветер надежды». Ряд песен был написан для кинопроб к фильмам, в которых Высоцкий не снялся — «Земля Санникова», «Вторая попытка Виктора Крохина».

В своих интервью Владимир Высоцкий говорил о том, что его песни в фильмы брали неохотно, а большая часть песен для фильма «Бегство мистера Мак-Кинли» была вовсе выброшена и урезана, поэтому Владимир Семёнович считал этот фильм неудачным.

Также Высоцким были написаны песни для художественных фильмов «Последний жулик», «Карантин», «Внимание, цунами!», «Один из нас», «Дела давно минувших дней», «Чёрный принц», «Контрабанда», «Одиножды один», «Туфли с золотыми пряжками», «Точка отсчёта», фильма-сказки «Иван да Марья» и аудиоспектакля «Алиса в стране чудес», вышедшего на грампластинке.
В честь Высоцкого названы
Бюст Высоцкому напротив главного корпуса Барнаульского государственного педагогического университета (улица Молодежная, 55)

* улица Высоцкого в Новосибирске
* улица Высоцкого в Липецке
* улица Владимира Высоцкого в Екатеринбурге, переименованная в результате референдума в 1991 году
* улица Высоцкого в Самаре
* улица Высоцкого в Одессе
* улица Высоцкого в Ташкенте
* бульвар Высоцкого в Киеве
* Малая планета — «Владвысоцкий»

Памятники Высоцкому
Памятник Владимиру Высоцкому на Страстном бульваре в Москве
Мариуполь
Памятник Владимиру Высоцкому (ул. Молодогвардейская; Самарский Дворец спорта)
Птица Гамаюн. Фрагмент памятника Владимиру Высоцкому работы Михаила Шемякина. Самара, Россия

* бронзовый памятник Владимиру Высоцкому на Страстном бульваре в Москве
* памятник Владимиру Высоцкому в болгарском городе Выршец
* памятник Владимиру Высоцкому и Марине Влади в Екатеринбурге
* памятник в Подгорице — столице Черногории
* памятник в Новосибирске возле театра «Глобус» (бывший ТЮЗ)
* памятник в Калининграде в Центральном парке
* 24 января 2008 года открылся памятник В. С. Высоцкому в Дубне (Московская область) на аллее им. В. С. Высоцкого
* 25 января 2008 года был открыт памятник В. С. Высоцкому в Самаре, автор М. Шемякин.


О ком и чём пел Высоцкий

* Таганка (песня) — Высоцкий исполнял свой вариант этой старой песни.
* Волга — «Как по Волге-Матушке» — песня Высоцкого о Волге.
* Антипод — Алиса (персонаж сказки Л. Кэрролла), падая в кроличью нору, испугалась, что попадёт в страну антиподов, где всё вверх тормашками и ей придётся стоять на голове. Высоцкий написал «Песню об антиподах» для музыкального альбома «Алиса в стране чудес» по одноимённой сказке Л. Кэрролла.
* Кассандра — Высоцкий посвятил ей «Песнь о вещей Кассандре».
* Арбат — Владимир Высоцкий упоминал как улицу обычных московских парней, ушедших на войну, в том числе в песне из военного цикла: «Жил я с матерью и батей на Арбате, здесь вот так, а теперь я в медсанбате на кровати весь в бинтах…».
* Бодайбо — город упоминается в песне Высоцкого с одноимённым названием «А меня в товарный и на восток, и на прииски в Бодайбо…», также Владимир Семёнович упоминает Бодайбинский район в песне «Вача».
* Московская психиатрическая больница № 1 (Канатчикова дача) Действие одной из известных песен Владимира Высоцкого «Письмо в редакцию с Канатчиковой дачи» происходит в больнице.
* «Главврач Маргулис» — в 1970-х главный врач московской психиатрической больницы № 1 Канатчикова дача, персонаж известной песни Владимира Высоцкого (Письмо в редакцию передачи) (Очевидное-невероятное)
* Баня — Одна из самых известных песен Владимира Высоцкого так и называется — «Банька» («Протопи ты мне баньку, хозяюшка…»).
* Тау Кита. Песня Высоцкого «В далёком созвездии Тау Кита» рассказывает о космическом полёте к «тау-китянам».
* Про чекистов и шпионов:

А за это, друг мой пьяный, — говорил он Епифану, —
Будут деньги, дом в Чикаго, много женщин и машин… —
Враг не ведал, дурачина, — тот, кому все поручил он,
Был чекист, майор разведки и прекрасный семьянин.

(Пародия на плохой детектив)

* Джинны В одной из песен Высоцкого (Песня-сказка про джинна):

У вина достоинства, говорят, целебные, —
Я решил попробовать — бутылку взял, открыл… —
Вдруг оттуда вылезло что-то непотребное: —
Может быть, зелёный змий, а может — крокодил!

* Таганская тюрьма — В 1958 году тюрьма была взорвана, и на её месте построено несколько жилых пятиэтажных домов. О сносе тюрьмы упоминается в песне Высоцкого «Эй, шофёр, вези Бутырский хутор» (…разломали старую Таганку).
* Анджела Дэвис — В одной из песен Высоцкого (Жертва телевидения) есть строки «Ну а потом, на Канатчиковой даче,… я и в бреду все смотрел передачи, все заступался за Анджелу Дэвис».
* Матч за звание чемпиона мира по шахматам 1972 года — Ещё до матча Владимир Высоцкий написал посвящённую Спасскому «двухсерийную» песню «Честь шахматной короны» — «Подготовка» и «Игра». В иронических песнях отразились опасения утраты «шахматного престижа» перед беспрецедентным напором Фишера.
* Стукач — Высоцкий посвятил Стукачам «Песню про стукача».

Он пил, как все, и был, как будто рад,
А мы — его мы встретили, как брата…
А он назавтра продал всех подряд, -
Ошибся я — простите мне, ребята!

* Алексеев, Василий Иванович «Штангист» — песня Высоцкого посвящённая Василию Алексееву.
* Моше Даян — В. С. Высоцкий посвятил Моше Даяну эти строки:

Говорю: Моше Даян — сука одноглазая,
агрессивный, бестия — чистый фараон,
ну а где агрессия — там мне не резон.

* Хунвэйбины — Песня В. Высоцкого «Хунвэйбины» (1966):

Возле города Пекина ходят-бродят хунвэйбины
И старинные картины ищут-рыщут хунвэйбины
И не то, что хунвэйбины любят статуи-картины —
Вместо статуй будут урны революции культурной.

Песня известна своим скабрезным, но неопровержимым припевом:

И ведь главное, знаю отлично я,
Как они произносятся.
Но что-то весьма неприличное
На язык ко мне просится:
Хун-вей-бины…

В. С. Высоцкий посвятил Хунвэйбинам Песню «Гогер-Могер» (1974)

* Дацзыбао — В одной из песен, посвящённых культурной революции, Владимир Высоцкий пел:

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!
Тому на задницу наклеим дацзыбао!
Кто с Мао вступит в спор, тому дадут отпор
Его супруга вместе с другом Линем Бяо!

* 37 (число) — Высоцкий посвятил числу 37 песню

…С меня при цифре «тридцать семь» в момент слетает хмель.
Вот и сейчас как холодом подуло:
Под эту цифру Пушкин подгадал себе дуэль
И Маяковский лёг виском на дуло.

«Песня о фатальных датах и цифрах», 1971

* Гамаюн — Высоцкий посвятил птице Гамаюн эти строки:

…Птица Сирин мне радостно скалится —
Веселит, зазывает из гнёзд,
А напротив — тоскует-печалится,
Травит душу чудной Алконост.
Словно семь заветных струн
Зазвенели в свой черёд —
Это птица Гамаюн
Надежду подаёт!

Владимир Высоцкий, 1975

* Гама́ль А́бдель На́сер- был удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» Владимир Высоцкий написал песню «Отберите орден у Насера»:

Потеряли истинную веру,
Больно мне за наш СССР.
Отберите орден у Насера,
Не подходит к ордену Насер

* Инцитат — любимый конь императора Калигулы, назначенный им римским сенатором.

Высоцкий посвятил инцитату эти строки:

Мы древние, испытанные кони.
Победоносцы ездили на нас,
И не один великий богомаз
Нам золотил копыта на иконе.

И рыцарь-пёс и рыцарь благородный
Хребты нам гнули тяжестию лат.
Один из наших, самый сумасбродный,
Однажды ввёз Калигулу в сенат.

* Марксизм и вопросы языкознания (Сталин) — В одной из ранних записей в 1959 году (мелодия Алешковского) Высоцкий иронически пел об учёности Сталина который «познал языкознание»

Товарищ Сталин — Вы большой учёный,
Языкознаний познавший толк,
А я простой совейский заключённый
И мой товарищ — серый Брянский волк.

* Пимы — В песне «То ли в избу — и запеть…» упоминаются «пимы» то есть валенки или унты. в народных вариантах этой песни слово пимы зачастую заменяется на «мишки» (которые тоже «косолапы»)

Назло всем, насовсем,
Со звездою в лапах,
Без реклам, без эмблем,
В пимах косолапых…
Википедия