Рафаэль (1483-1520), итальянский художник и архитектор («Сикстинская мадонна», собор святого Петра, росписи Ватиканского дворца).

Рафаэ́ль Са́нти (итал. Raffaello Santi, Raffaello Sanzio, 24 марта 1483—1520) — итальянский живописец, график и архитектор, представитель флорентийской школы. Яркий представитель Высокого Возрождения, с классической ясностью и возвышенной одухотворенностью воплотивший жизнеутверждающие идеалы эпохи. Все его картины кажутся легкими и воздушными.

Ранние произведения («Мадонна Конестабиле», ок. 1502—1503) проникнуты изяществом, мягким лиризмом. Земное бытие человека, гармонию духовных и физических сил прославил в росписях станц (комнат) Ватикана (1509—1517 года), достигнув безупречного чувства меры, ритма, пропорций, благозвучия колорита, единства фигур и величественных архитектурных фонов.

Многочисленные изображения Богоматери («Сикстинская мадонна», ок. 1513), художественные ансамбли в росписях виллы Фарнезина (1514—1518 года) и лоджиях Ватикана (1519, с учениками). В портретах создан идеальный образ человека Возрождения («Б. Кастильоне», 1514—1515).

Проектировал собор св. Петра, строил капеллу Киджи церкви Санта-Мария дель Пополо (1512—1520 года) в Риме.

Возлюбленная и натурщица — Форнарина.
Основные работы

* Сон рыцаря - раннее творчество
* Обручение Девы Марии, 1504, Милан, Пинакотека Брера.-ранний период. похожа на работу Перуджино
* Диспута
* Афинская школа- написано в 25 лет.Центральные фигуры: Аристотель и Платон
* Станца дела Сеньятуре
* Станца эльодора
* Освобождение Петра
* Мадонна в кресле ( фигуры гармонично вписаны в круг )
* Сикстинская Мадонна, 1513, Галерея старых мастеров, Дрезден.
* Портрет Бальдассаре Кастильоне
* Фрески «Парнас» и «Афинская школа», Ватикан
* Месса в Больсене
* Мадонна с младенцем и Иоанном Крестителем
* Капелла Киджи, Рим
* Триумф Галатеи
* Положение во гроб
* Афинская школа. Фреска
* Портрет папы Льва Х
* Обручение Марии
* Преображение (последняя работа)
* Несение креста
* Три грации (начальный период его творчества)

Разносторонне одаренный художник, архитектор и скульптор, Рафаэль считался по праву также выдающимся рисовальщиком в итальянском искусстве. Первоначальное обучение он прошел у своего отца, Джованни Санти. В дальнейшем учился у Перуджино, от которого воспринял умение передать состояние духовной просветленности человека, поиски идеального начала в женском образе. Позже во Флоренции, соприкоснувшись с творениями Микеланджело и Леонардо, Рафаэль учился у них анатомически правильному изображению человеческого тела. В 25 лет художник попадает в Рим, и с этого момента начинается период наивысшего расцвета его творчества: он выполняет монументальные росписи в Ватиканском дворце (1509—1511), среди которых безусловный шедевр мастера — фреска «Афинская школа», пишет алтарные композиции и станковые картины, отличающиеся гармоничностью замысла и исполнения, работает как архитектор (некоторое время Рафаэль даже руководит строительством собора св. Петра). В неустанных поисках своего идеала, воплощающийся для художника в образе Мадонны, он создает самое совершенное свое творение — «Сикстинскую Мадонну» (1513), символ материнства и самоотречения.

В честь Рафаэля назван кратер на Меркурии.
Википедия