Фридрих Артурович Цандер (1887-1933), советский учёный и изобретатель немецкого происхождения, один из пионеров ракетной техники.

Ца́ндер Фри́дрих Арту́рович (лтш. Frīdrihs Canders, нем. Friedrich Zander; (11 (23) августа 1887, Рига (ныне Латвия) — 28 марта 1933, Кисловодск) — советский учёный и изобретатель, один из пионеров ракетной техники. Цандер был одним из создателей первой советской ракеты на жидком топливе «ГИРД-X».
Биография

Фридрих Цандер родился в Риге в семье балтийских немцев. Его отец Артур Константинович по профессии был врачом, однако увлекался не только медициной, но и другими естественными науками. Свой интерес к науке и технике он передал и сыну. В 1898 мальчик был зачислен в первый класс Рижского городского реального училища, которое он закончил через 7 лет, став одним из лучших учеников. В последнем классе ему довелось ознакомиться с работой выдающегося русского учёного-самоучки Константина Эдуардовича Циолковского «Исследование мировых пространств реактивными приборами», после чего юношу уже не оставляла мечта о покорении космоса. Во время обучения на инженера в Рижском политехническом институте молодой инженер даже выполнил расчёт траектории полёта межпланетной ракеты, которая могла бы достичь поверхности Марса. Тема полёта к красной планете волновала Цандера всю жизнь. Лозунг «Вперед, на Марс!» даже стал его личным девизом.
Научный вклад

В 1908 Цандер опубликовал свою первую работу, посвящённую межпланетным путешествиям, рассмотрев в ней вопросы жизнеобеспечения человека в космическом полёте. Цандером впервые была предложена идея космических оранжерей, то есть выращивания съедобных растений непосредственно на борту космического корабля.

В 1911 им была предложена идея использования части конструкции корабля, как дополнительного запаса высокоэффективного топлива. По мысли Цандера, космический корабль, мог взлетать как обыкновенный аэроплан, а при достижении границ земной атмосферы использовать ненужные элементы конструкции, такие как крылья, пропеллеры, и двигатель, в качестве горючего. В 1921 году доклад об этом проекте был представлен Цандером на конференции изобретателей, а в 1924 — переработан и опубликован в 13 номере журнала «Техника и жизнь» под названием «Перелёты на другие планеты». В той же статье Цандер высказал идеи о выгоде применения прямоточных реактивных двигателей, о возможности использования и конструкции солнечного паруса и передаче энергии к движущейся ракете.
Вместе с Юрием Кондратюком и своим учителем К. Э. Циолковским Цандер организует «Общество изучения межпланетных сообщений». В ранних работах которого была впервые рассмотрена возможность использования атмосферы для торможения и возвращения космических кораблей. В том же году Цандер запатентовал идею крылатой ракеты, которая должна была по его мнению стать основным средством для выполнения межпланетных перелётов.

* 1914 — Цандер закончил Рижский политехнический институт.
* 1929—1932 — построил и испытал реактивный двигатель на сжатом воздухе с бензином (ОР-1).
* 1930—1931 — преподавал в Московском авиационном институте.
* 1931—1932 — председатель Группы изучения реактивного движения (ГИРД), которая создала и запустила 1933 году первую советскую ракету конструкции М. К. Тихонравова, а затем вторую — по его проекту.
* 1933 — построил и испытал реактивный двигатель на жидком кислороде с бензином (ОР-2).

Ф. А. Цандер не увидел старта своей ракеты: он заболел и умер от тифа в Кисловодске за несколько месяцев до этого знаменательного события.

Память
* В Риге, на улице названной именем Фридриха Цандера, находится дом — музей, принадлежавший семье. Дом был отреставрирован польской фирмой «PKZ», приводившей в порядок исторический центр города. Улица Цандера есть также в Останкинском районе Москвы.
* Именем Цандера назван кратер (Цандер) на обратной стороне Луны.
* В романе А. Беляева «Прыжок в ничто» один из главных героев — Лео Цандер, инженер-ракетостроитель, ученик Циолковского.
* В 1964 году в СССР была выпущена почтовая марка, посвящённая Ф. А. Цандеру (ЦФА (ИТЦ) #3021; Скотт #2887-2889).
Википедия