Джеймс Стюарт (James Stewart ) (ум. 1997), американский киноактёр, снимавшийся в фильмах Хичкока и вестернах.

Джеймс Митланд Стюарт (англ. James Stewart, в просторечии Jimmy Stewart, Джимми Стюарт; 20 мая 1908 — 2 июля 1997) — американский киноактер, который за полвека создал обширную галерею «маленьких людей» большой Америки.
Довоенная карьера
В годы учёбы в Принстонском университете Стюарт сошёлся с известным театральным режиссёром Джошуа Логаном. По окончании университета записался в его труппу, где встретился и подружился с Генри Фонда. В 1932 г. Стюарт и Фонда перебрались в Нью-Йорк, рассчитывая покорить Бродвей. Супруга Фонда в то время была уже известной киноактрисой и настояла, чтобы её партнером по очередному фильму был именно Стюарт. Так актёр попал в Голливуд.
После роли в мюзикле «Рождённый танцевать» начинается сотрудничество Стюарта с режиссёром Франком Капра. Их первая совместная работа — «С собой не унесёшь» (1938) — вошла в золотой фонд классики Голливуда. В следующей картине Капра, «Мистер Смит едет в Вашингтон» (1939), Стюарт создал образ провинциального неудачника с легким дефектом речи, который в сущности и разрабатывал до конца жизни.
Удостоенный за «Мистера Смита» своей первой номинации на «Оскар», Стюарт выиграл эту награду в 1940 году за фильм «Филадельфийская история», в котором помимо него сыграли Кэтрин Хепбёрн и Кэри Грант. Как гласит легенда, он подарил статуэтку своему отцу, который на протяжении многих лет выставлял её на витрине своего магазинчика, чтобы завлекать посетителей.
Война и после
С началом Второй мировой войны Стюарт забросил актёрское ремесло и отправился на фронт. Став пилотом бомбардировщика, он оставался в рядах вооруженных сил и после окончания боевых действий. Официально он вышел в отставку только в 1968 г., имея при этом чин бригадного генерала. Таким образом, Стюарт оказался самым высокопоставленным военным, когда либо работавшим на американскую индустрию развлечений.
Впрочем, военная карьера была лишь витриной. На деле Стюарт возобновил съемки в кинофильмах уже в 1946 году, когда он и Капра создали довольно пессимистический фильм — «Эта замечательная жизнь». В центре картины — рождественская история о человеке, который от отчаяния собирается покончить с собой, но в дело вмешиваются сошедшие с небес ангелы.
Публика не оценила усложнения рисунка исполняемых Стюартом ролей, и для пополнения бюджета он был вынужден по-прежнему сниматься в триллерах («Звонить: Нордсайд, 777», 1948) и вестернах («Изгиб реки», 1952; «Винчестер-73», 1950; «Далекий край, где золото под ногами», 1955). Именно Стюарт привил Голливуду новую систему оплаты актёрского труда: за каждый свой фильм он получал не фиксированную плату (как было принято раньше), а процент от сборов.
Семейная жизнь и поздние фильмы
В 1949 г. Стюарт женился на бывшей фотомодели Глории Маклин и усыновил её детей. До этого много слухов ходило о романтических привязанностях Стюарта, особенно о его связи с Марлен Дитрих. В целом, актёр оказался примерным семьянином. Он последовательно поддерживал консервативные взгляды Республиканской партии, из-за чего у него с Генри Фонда (он был демократом) однажды даже завязалась потасовка.
Пятидесятые годы ознаменовались сотрудничеством актёра с двумя режиссёрами — Энтони Манном и Альфредом Хичкоком, которые ценили в Стюарте исполнителя ролей незаметных, невыдающихся американских граждан средней руки. Он сыграл во всех хичкоковских шедеврах тех лет — «Веревке» (1948), «Окне во двор» (1954), «Человеке, который знал слишком много» (1956), «Головокружении» (1958).
В шестидесятые годы Стюарт стабильно появлялся либо в вестернах, либо в семейных комедиях, однако с годами его роли становились все реже, а в 1970-е гг. он объявил об уходе из большого кино. Тем не менее отдельные фильмы с его участием выходили и в 1980-е. В 1984 г. актёру был присужден почетный «Оскар» за жизненные достижения, а в 1995 г. в его родном городе открылся дом-музей Джимми Стюарта.

Википедия