Филипп де Шампань (Philippe de Champaigne) (ум. 1674), французский художник-портретист («Кардинал Ришелье»).

Филипп де Шампань, де Шампень (фр. Philippe de Champaigne) (26 мая 1602 — 12 августа 1674) — французский художник эпохи барокко.
Биография
Родился в Брюсселе в бедной семье, стал учеником пейзажиста Жака Фукьерё. В 1621 г. перебрался в Париж, где работал с Николя Пуссеном над украшением Люксембургского дворца под началом Николя Дюшеснэ, на дочери которого он позже женится.
После смерти покровительствовавшего ему тестя Шампань начал работать для королевы-матери Марии Медичи, а также для кардинала Ришелье, для которого он украсил дворец, церковь и другие здания. В 1648 г. стал членом королевской академии живописи и одним из её основателей. Наряду с Симоном Вуэ являлся наиболее почитаемым художником эпохи. С 1654 конкурировал с Шарлем Лебреном, участвовал в украшении дворца Тюильри под его руководством.
К концу жизни активно занимался педагогической деятельностью. Не оставил печатных трудов, но сохранились его лекции и комментарии, записанные в 1660-х годах Андре Фелибьеном.
С 1640 г. Шампань подпадает под влияние янсенизма. После того, как его парализованная дочь чудесным образом была излечена в монастыре Порт-Ройяля, в стенах которого она обитала, Шампань написал нетипичную для него работу — вотивную картину «Ex-Voto de 1662», в настоящий момент находящуюся в Лувре, где он изобразил свою дочь и мать-настоятельницу. Скончался художник в Париже.
Работы
Шампань оставил достаточно крупное количество полотен, по большей части на религиозные сюжеты, но из его наследия наибольший интерес для следующих поколений представляют портреты, самыми знаменитыми из которых оказались изображения Ришелье. Также он писал портреты Мазарини, Людовика XIII, Кольбера, виконта Тюренна, Карла II Английского, а также Блеза Паскаля, Вуатюра, архитекторов Жака Лемерсье и Франсуа Мансара, и других значимых лиц той эпохи.
В ранний период творчества находился под влиянием Рубенса, но со временем его манера приобретает большую сухость и строгость. Его портретная живопись в настоящий момент ценится больше религиозной, которая ничем не выделяется на фоне обычных барочных полотен того времени.

Википедия